Экстремальные спортивные дисциплины
(гонки) 4X Велосипедный аналог 4X (4 кросса, на будущее- в мире экстрима буква х часто означает "кросс", например cross-up (x-up), bycicle-moto-cross (bmx), super cross (sx), но об этом не сейчас). В начале проводится квалификация (одиночные заезды), после квалификации остаётся 4, 8, 16, 32 и т.д. гонщика, в зависимости от количества участников и желания организаторов. В каждом заезде участвует четыре человека, все гонщики проходят одну и ту же трассу, из-за чего возможно столкновения. Положение участников на старте определяется результатом квалификации (лучший выбирает первым). В некоторых местах трасса может разделяться на два или больше участков, разных по сложности и длине (чем сложнее участок, тем он короче). Два участника, пришедшие первыми проходят на следующий этап, двое проигравших вылетают. Так происходит пока не останется четыре гонщика, которые одним заездом распределяют между собой 1-4 место. Велосипед: раньше это был, как правило лёгкий хардтейл с алюминиевой рамой, мультиспидом (6-7-8-9 скоростей), ходом вилки до 130 (обычно 100), колёсами 26, покрышками не шире 2.35 (обычно 2.0-2.1). Сильные райдеры 4х используют контактные педали.
Dual-slalom (ds) Аналог дуал слалома (параллельного спуска) на лыжах. Есть две абсолютно одинаковое дорожки, на которых по сигналу стартуют участники, отсюда и название- параллельный. Трасса представляет собой спуск, на спуске стоят флажки, которые нужно объезжать, также иногда накапываются небольшие упоры и трамплины, но это не обязательно. Иногда трассы ds строятся, как заменитель 4х из-за недостаточности места для езды одновременно четырёх райдеров (например в лесу), тогда две дорожки могут позднее сходится и продолжаться уже, как одна трасса или вобще выглядеть, как 4х для двоих, т.е. сразу после стартового коридора (после старта во избежание столкновений установлены флажки, определяющие начальную троэкторию движения райдера, как правило до первого упора или трамплина- это и есть стартовый коридор), райдеры попадают на одну трассу. Сейчас существует чаще именно в таком виде, ибо дисциплина эта практически полностью вытеснена 4x-ом (в России крупных соревнований по ds не проводится). Правила аналогичны правилам 4х, только здесь участника 2. Байки такие же, как и в 4X. Дисциплина уже почти умерла, так что заморачиваться не стоит.
BMX-race (BMX-x, BMX-sx) То, с чего начинался весь вело-экстрим. Зародился, как дополнительный способ подготовки, главным образом детей, к мото-гонкам, (здесь и появился сам термин bmx- bicycle moto cross), но быстро обрёл популярность. Позднее, те, кому мото-спорт был не так интересен, начали сходить с рейсовых трасс и кататься на bmx-ах по улицам (рождение str , и tr) или просто катать на своих трассах не на время, а, ради удовольствия, выполняя трюки на трамплинах (рождение dj ), позднее родились и остальные стили, уже не совсем, как продукт bmx, вообще большинство дисциплин экстремального вело-спорта происходит от аналогичных из мира мото-х, горных лыж и сноуборда, хотя есть и чисто велосипедные дисциплины, такие, как north shore . Трассы для бмх-рейсинга представляют из себя набор трамплинов и контруклонов (упоров), ровные участки очень короткие. Есть два вида bmx-race: 1. bmx-cross (bmx-x) и 2. bmx-super-cross (bmx-sx) или bmx-downhill (bmx-dh) , как его называют в народе, отличие заключается в том, что для первого трассы строятся на ровной площадке, а для второго на спуске, как следствие в bmx-dh большая скорость, большие вылеты (здесь уже далеко не каждый трамплин можно проехать не вылетая), более того- необходимость забраться на приёмник (приземление) из гепа (промежутка между вылетом и приземлением) может стать большой проблемой. Правила bmx-race аналогичны правилам 4х (смотри 4х), только стартует не 4, а 8 участников. Велосипеды для bmx-x и bmx-sx тоже имеют некоторые различия. Велосипед для BMX-x - очень лёгкий bmx 20, реже на 24 колёсах с алюминиевой рамой. Передний тормоз отсутствует, задний v-brake, чаще всего ставятся лёгкая мтб система, естественно только контактные педали. BMX-sx BMX-sx - очень необычные бмх-ы, отличаются от кроссовых тем, что на них иногда ставится амортизированная вилка (иногда это может быть даже двухподвес), и дисковый гидравлический тормоз (назад, передний также отсутствует). Пример байка для bmx-sx Кстати bmx racing включён в программу летних олимпийских игр 2008ого года.
Downhill (dh) Гоночная дисциплина. Скоростной спуск с горы, трассы для dh достаточно протяжённые. Есть также sprint-dh , проводится обычно, когда нет места для постройки полноценной трассы для dh или из-за необходимости главным образом впечатлить публику на массовых мероприятиях, в этом случае на трассе строятся более сложные препятствия, вроде больших дропов и биг-аиров. В обычном же dh, если такие препятствия есть, что бывает не всегда, то они не являются главной сложностью для гонщика, выносливость - одно из основных качеств даунхильщика. Заезды обычно проводятся так - участники стартуют по одному, у каждого есть две попытки, затем берётся лучшее время. Так и выявляется победитель. Велосипед- двухподвес. Хода обычно 170 и больше, ход подвески выбирается для конкретной трассы и в основном варьируется в пределах 170мм-254мм сзади и 178мм-200мм спереди. Байки для имеют заваленый угол рулевого стакана, низкий центр тяжести и длинную базу чтобы повысить стабильность на высокой скорости, колеса 26-24 официально разрешены к участию в соревнованиях только в странах СНГ, в остальных странах разрешено использование только 26 колес. Категория Хардтейл DH также официально существует только на территории СНГ. Педали, как контактные, так и топталки. Покрышки выбирают в зависимости от погодных условий и покрытия.
Заключение Вот вы и ознакомились с экстремальными спортивными дисциплинами. Так же советуем ознакомится со стилями экстремального катания на mtb и bmx (mtb: dj, fr, tr, str, uf, bmx: flat, dirt, vert, str) и со спортивными дисциплинами (шоссе: mtb xc). Конечно, нет райдеров, которые катают только что-то одно, например любой, кто имеет дело с полётом (гонщик 4х, даунхильщик, фрирайдер и т.д.) обязательно имеет в арсенале хотя бы пару несложных дёртовых трюков, любой триалист- в чём-то стритер, основы стрита, а иногда даже uf мы все невольно используем каждый день для быстрого перепередвижения по городу и так далее… Следует помнить, что окончательно определиться со стилем катания можно, только откатав минимум сезон, хотя есть примеры того, что люди координально меняют стиль катания (например, mtb меняют на bmx и наоборот, dirt на trial, mtb-street на 4x и т.п.) и после большего промежутка времени, а уж уход из всех стилей в enduro, back country и простую прогулочную езду- это вообще очень частое явление. При выборе велосипеда, обратите внимание на то, что хардтейлы средней ценовой категории, позиционируемые, как 4хdj, обычно являются на самом деле универсальными, и, если вы выбрали экстремальное катание, но ещё не знаете, какое, то такой велосипед прекрасно подходит для определения со стилем. Пожалуй, добавить тут больше нечего…Удачи!
mtb-dirt jumping
freeride
дроппинг
north shore
слоупстайл
trial
mtb-street
шоссе
циклокросс
cross country, uphill, enduro, back country
Источник: http://usolie-extreme.ucoz.ru/publ/6-1-0-8 |